Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет Султан»

Азрет-Султан-Туркестан-фасад

Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет Султан» был организован в 1989 году на базе Республиканского музея «Архитектурный комплекс Ходжа Ахмеда Ясави», открытого еще 1978 году. Фонд музея составляет 13800 экспонатов, научная библиотека насчитывает свыше 5000 тыс книг. В составе заповедника-музея находятся более 100 памятников истории и археологии, их охранная зона составляет – 529,4 га.

Центром музея стал историко-архитектурный памятник XIV века, мавзолей духовного наставника тюркоязычных народов Ходжа Ахмеда Ясави, известного в народе как святой Азрет (Хазрет) Султан — Султан всех святых. Это единственный архитектурный памятник средних веков, сохранившийся до наших дней. На этой территории ныне существуют и функционируют восемь музеев.
1. Музей Ходжа Ахмеда Ясави — XIV в.
2. Подземная мечеть «Хильвет» — XII в.
3. Музей «Жума мечеть» — XVIII в.
4. Музей «Восточная баня» — XVI в.
5. Музей истории города Туркестана — XIX в.
6. Музей археологии и этнографии — XIX в.
7. Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим — XV в.
8. Музей «Улица города Туркестан» — XIX в.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Қожа Ахмет Ясауи кесенесі) — первый объект на территории Казахстана, занесенный в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в июне 2003 года по трем критериям: i — произведение творческого гения человека, iii — уникальное свидетельство культурной цивилизации, iv — выдающийся образец архитектурного ансамбля, охраняется государством.

Во второй половине XII в. над могилой Ходжа Ахмеда Ясави в городе Яссы (Туркестан) был построен небольшой двухкомнатный мавзолей, а спустя 233 года, по повелению эмира Тамирлана (Хромой Тимур), на этом месте с 1389 по 1405 гг., был воздвигнут великолепный мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави.
Надо отдать должное государственной мудрости Хромого Тимура, этим повелением он достигал немалых выгод. Могила Ахмеда Ясави давно уже служила местом паломничества мусульман всего мира. Сооружение роскошного мавзолея должно было еще больше увеличить приток паломников к могиле Ходжа Ахмеда, и соответственно увеличивался приток денег в казну Тимура. В лице исламского духовенства Тимур также обретал преданных союзников: доходы перепадали и на их долю. Как покровитель могил святых, а такое покровительство особенно ценилось в глазах степняков, Тимур достигал повышения собственного престижа, а архитектурное сооружение должно было увековечить его имя.

Эмир Тимур заботился о дальнейшем существовании мавзолея в своем завещании. Перечислялись владения, земли, арыки,  доходы от которых и пожертвования верующих должны были использоваться на содержание мавзолея. В должности первого мутевалли с наследственным правом был назначен потомок брата Ходжа Ахмеда, по имени Мир Али Ходжа шейх, он имел одну десятую всех доходов с вакуфного (наследственного) имущества. Должность хатиба возложена на Хазрет Дервиш Али, также с наследственным правом. В штате были предусмотрены два старца, читающих Коран наизусть, водонос, обслуживающий Тай Казан, уборщик и два садовника. По понедельникам и пятницам было указано раздавать благотворительные лепешки и кушанья для бедняков, людей творящих зикр, калек, сирот и странников.

Различные источники свидетельствуют, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего сооружения, определил основные размеры купола: диаметр – 41 гяз, окружность – 130 гязов (1 гяз – 0,44 м), общий план, некоторые декоративные детали самого здания и внутреннего убранства. Здание мавзолея – это сооружение, сохранившееся в первозданном  виде почти шесть столетий. За шесть веков мавзолей пережил землетрясения, перепады температур, войны и запустения. В плане мавзолей — прямоугольное здание размерами 46,5 м на 65,5 м, высотой 37,5 м. Главная часть конструкции — купол здания, диаметром 18,2 м, который и определил все остальные элементы конструкции. Он держится на стенах толщиной 3,0 м, 1,8 м, 2,0 м. Фундаментом здания служит бутовый камень, заложенный на глубину до трех метров. Фактически здание разделено на восемь самостоятельных блоков, но смотрится как единое целое, в этом секрет сейсмостойкости сооружения. В 1405 году Тимур умер, и работы на мавзолее прекратились.

Строительным материалом для стен мавзолея был жженый кирпич очень высокого качества. В кирпичах нет ни корешка растения, ни крупинки перегноя. Многократными промываниями глиняного замеса устранены соли сульфата и магния. Тщательным обжигом достигнута равномерность прокаливания глины. На кирпичах нет ни «дутиков», ни «высолов» — кирпич звонкий, как горный ручей. Известный востоковед М.Е. Масон, ссылаясь на предания, писал: «По преданию, кирпичи и изразцы для усыпальницы изготовлялись в Сауране, откуда веретеницей стоящих людей передавались в Ясы на постройки». Урочище Сауран расположено в 35 км от города Туркестан (Ясы). Для глазурей использовались песок Котырбулакского и глина Туйетасского карьеров. Для материала реставрационных работ на  мавзолее, были восстановлены эти карьеры, была восстановлена древняя технология производства кирпичей, изразцов, глазури и керамики, идентичных оригиналу.

По сути, мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави являлся храмом ясавитов, последователей тариката (ордена) ясавийа — одного из многочисленного суфийского течения в исламе. Главный зал мавзолея – Казандык, место собраний и коллективных ритуальных радений (зикр). В его центре стоит бронзовый ритуальный казан (котел) — Тай Казан. Для тюрков казан всегда был особенным символом единения и гостеприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и оформлению. Туркестанский казан в этом плане не имеет себе равных. Его диаметр – 2,45 м, вес – 2 тонны. Отливка такого образца сама по себе требовала незаурядного мастерства. Тонко чувствуя форму и метал, они украсили казан тремя поясами с растительным орнаментом и затейливой арабской вязью. Десяти отвесным ручкам придали изящную форму лепестков лотоса. Такое чудо сотворил, сплавив семь благородных металлов, мастер Абдул-газиз Шарафутдин-улы аль Тебризи. Следующим помещением и важнейшим во всем комплексе является Кабырхана — усыпальница.  В центре этого крестообразного зала установлен трехступенчатый подиум — надгробие шейха Ходжа Ахмеда Ясави. Третьим по идеологической значимости помещением комплекса является мечеть, просторный богато декорированный зал, расположенный у изголовья справа от погребения святого. Мечеть связана с четвертым помещением — Китабханой (библиотекой) через коридор. По левую сторону от усыпальницы просторный двусветный зал, помещение Большого аксарая (пятое помещение), две двери которого ведут к усыпальнице и Малому аксараю (шестое помещение). Малый аксарай (сравнительно небольшой зал) и Китабхана служили для светских собраний, проведения диспутов, совещаний и чтений. В нижней южной части архитектурного комплекса расположены седьмое и восьмое помещения — Асхана (трапезная) и Кудукхана (колодезная). Все стены памятника заполнены текстами религиозного содержания, часто закомпанованными в геометрические сетки-гирихи.

Наряду с тысячами безвестных строителей история сохранила еще три имени: Убайдулла Садр, Ходжи Хасан, Шемс Абд-аль-Вахаб. Исфаганец Иез-ед-Дин, сын Тадж-ед-Дина, изготовил инкрустированные серебром бронзовые петли на двух дверях и несколько прекрасных бронзовых светильников.
По своему масштабу мавзолей равен мечети Биби-ханум в Самарканде и усыпальнице Доруссадат в Шахрисябзе.

Все говорят, мавзолей Хаджа Ахмеда Ясави построил Тимур, но строил его народ, и мавзолей  Ходжа Ахмеда Ясави – прежде всего материальное воплощение народного гения, памятник его искусству.
 

Оставить комментарий

Комментарии

Пока без комментариев. Почему бы вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *