Танбалы — галерея петроглифов

Танбалы-петроглиф-004
Танбалы-петроглиф-004

Галерея петроглифов Танбалы (Таңбалы, Тамғалы) в 2004 году, на 28-сессии ЮНЕСКО, занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как культурный памятник мирового значения Азиатско-Тихоокеанского региона и находится под защитой фонда ЮНЕСКО.
На территории Казахстана распространен такой вид памятников исторического прошлого как гравюры на скалах – петроглифы. Замечательные по своим художественным достоинствам наскальные «полотна» — это рисунки на скалах, выбитые каменными, либо металлическими орудиями.

Одно из интереснейших мест древнего (более 3000 лет) наскального искусства Семиречья находится в ущелье Тамгалы, горы Анракай, юго-западной части Чу-Илийских гор, в 170 км северо-западнее города Алматы. Это своеобразная галерея петроглифов. Древние художники выбирали скалы и крупные валуны, покрытые натечными глянцевыми корочками из окислов железа и марганца. Блестяще-черные поверхности скал образовались в результате сложного взаимодействия органических соединений и энергии солнечных лучей. Почти всегда изображения выполнялись на южных и восточных склонах гор, более всего освещавшиеся солнцем — выбитый на черном фоне светлый рисунок выглядел особенно эффектно.
Общее количество рисунков около 2000, подробно обследовано около тысячи. Эти рисунки создавались на протяжении двух с лишним тысячелетий, начиная с эпохи бронзы и вплоть до тюркского времени. Впервые наскальные гравюры были изучены в 1957 году Максимовой А. Г. и по сей день, они привлекают к себе внимание специалистов со всего мира своей необычностью, загадочностью и богатством сюжетов. Все они условно разделены на 7 групп:
— солнцеголовые;
— ряженые;
— воины-палиценосцы;
— брачные пары;
— композиции с изображением людей и животных;
— сцены охоты на животных;сцены жертвоприношения быков.
Отсчет групп идет от устья ущелья. Одна из групп, по характеру изображения лежащих оленей, тесно смыкается со скифо-сакскими изделиями звериного стиля и, предположительно, может быть отнесена к эпохе раннего железа. Другие рисунки дзерен (степная антилопа) или диких быков, возможно, являются прототипами скифо-сакской торевтики.

Отчетливо изображены звери (архары, олени-маралы, козлы, кабаны) и домашние животные (верблюды, лошади, быки, собаки), сцены охоты. Выделяется группа сюжетов культового характера. Это хороводы пляшущих человечков, крупные фигуры солнцеголовых людей под священным деревом, сцены обрядовых действий, исполняемых ряженными в звериные шкуры и с бубнами в руках. Показаны сцены жертвоприношения, сцена роженицы, изображение стельной коровы.
В наскальных изображениях ущелья Тамгалы отчетливо виден круг верований – празднество вокруг дерева символизировавшего, по поверьям древних, весеннее изобилие и магическую силу плодородия.
Солнцеликие божества олицетворяли идеи космогонии, представления о тесной связи образа солнца с культом плодородия и расцветающей природы.
Древние люди использовали под храмы и святилища скалы, рощи, горы. Петроглифы ущелья Тамгалы рассматриваются как составная часть древнего святилища. Алтарем мог служить крупный валун с площадкой перед ним, резко выделяющийся по цвету на фоне гор.
Исследования и анализ гравюр, сделанные археологами, дают возможность предполагать, что люди вели кочевой образ жизни, направления голов изображаемых животных (в основном на юго-запад), показывает путь миграции. Смысл некоторых изображений показывает, что петроглифы использовались для своеобразной передачи информации, а так же несли повествовательные функции, знания о мироустройстве и мировоззрении.

В Тамгалы рядом с петроглифами обнаружено большое количество древних захоронений: каменные ящики-цисты среднего и позднего бронзового века, курганы из земли и камней. Расположены другие археологические памятники: поселения, могильники, жертвенники, культовые сооружения, что позволяет рассматривать их в комплексе.
В наскальных изображениях скрыта богатейшая информация о духовной жизни человека на разных этапах его исторического развития, о которой обычно молчат другие исторические источники.

Оставить комментарий

Комментарии

Пока без комментариев. Почему бы вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *